Когда я купила машину…
Или 50 оттенков требовательности к себе.
Вы когда-нибудь задумывались о том, насколько вы требовательны к себе? Вне зависимости от вашего ответа, скажу: это замечательно показывает жизнь.

Мне посчастливилось осознать, увидеть и освоить масштабы своей требовательности тогда, когда я впервые села за руль. И еще мне посчастливилось остаться наблюдательной и кое-что понять про себя и мир вокруг.


В конце этого года, ровно два месяца назад, я купила машину. Водительское удостоверение я получила 5 лет назад. После этого красивый документ розового цвета лежал в бумажнике. То есть я не водила машину. Вообще. Никогда. Кроме того, что было в автошколе. То есть почти никакого опыта свободного самостоятельного вождения.

И вот, в последний день октября прошлого года, я села за руль где-то в центре Москвы – сразу после того, как забрала машину из салона и поставила ее на учет в ГАИ.

Я поняла, что переменам и изменениям нужно время.

Мой теплый привет тем, кому бы «все и сразу». Я тоже из числа тех, кому, пожалуйста, «все и сразу». Не то, чтобы это мое правило, и я открыто об том говорю, нет. Это установка, которая живет внутри меня свою насыщенную жизнь и, если честно, усложняет мою.

Когда я в первый день села за руль, я сразу выбрала продвинутый маршрут: на третье
транспортное, и куда-то в центр. Прекрасно помню утро второго дня своего автовождения, когда я увидела, что закончился бензин: пришлось сначала искать заправку, потом бензобак, затем кнопку для открытия капота – залить жидкость. Помню предательское ощущение собственной глупости с примесью непривычной неумелости и ругани себя в тот момент – по поводу той же неумелости.

Самое главное, что все это здорово мне мешало. Вместо того, чтобы аккумулировать бодрость и силы для дальнейшего освоения нового навыка, я тратила энергию на переваривание негативных переживаний и внутренний защитно-оборонительный диалог. Тот самый случай, когда сама себе не друг и не товарищ, от этого небезопасно внутри самой себя, и ощущение угрозы присваивается внешним факторам. Из-за того, что небезопасно было мне самой от собственных нападений, опасным казалось все вокруг: дороги, мотоциклисты, другие водители, специалист на заправке. Так мудрая психика защищается – она находит внешний источник негативных переживаний.

В какой-то момент после периода моих настойчивых попыток уметь все и сразу и не совершать ошибок всё это самостоятельное обучение показалось мне каторгой и мощной угрозой. И тогда, наконец, я начала дружеский диалог с собой и своим внутренним критиком. И, наконец, начала ругать дурацкий навигатор, московские развязки и пробки, а хвалить – себя – за смелость, настойчивость, смекалку и сообразительность. И даже просто так, если понадобится.

Что лучше, экологичнее и полезнее всего делать в ситуации освоения нового навыка и опыта для получения надежного помощника в своем лице и вместе с тем неисчерпаемого ресурса энергии?

Во-первых, быть бережной к себе и не требовать от себя все и сразу. Принять тот факт, что изменениям нужно время, и это нормально. Более того – это вообще естественно, и так и должно быть. С вами все в порядке. Просто важные изменения в опыте и багаже навыков не происходят сразу. Любое движение требует времени. Освоение нового навыка (в деятельности, в отношениях) – тем более. Иногда я переставала требовать от себя добраться до дома быстро вообще. Важно было просто ехать и накапливать опыт и память: зрительную, моторную.

Во-вторых, стоит делать передышки. Для того, чтобы изменения случились, им нужно дать место для разворачивания, они должны «укладываться» в сознании. Их нужно «перетоптать», «переварить», с ними нужно «переспать». Я просто давала себе передышки в вождении на короткое время и еще отдавала не меньше времени, сил, энергии и желания и другим областям своей жизни: важно не замыкаться, чрезмерная настойчивость в освоении чего-то нового мешает возобновлять свои ресурсы.

Я лично убедилась в том, что теория формирования навыка прекрасно работает.

Когда-то я работала корпоративным тренером и проводила обучение в разных форматах. На тренингах я рассказывала о теории формирования навыка.
Навык формируется последовательно (довесок к п.1!), проходит 4 этапа:
1) неосознаваемая некомпетентность («я не знаю, что я не знаю»)
2) осознаваемая некомпетентность («я знаю, что я не знаю»)
3) осознаваемая компетентность («я знаю, что я знаю»)
4) неосознаваемая компетентность («я не знаю, что я знаю»)».

В качестве иллюстрации я приводила пример о формировании навыка вождения. Как ни парадоксально.

Честно признаться, я не особо верила в правду этой теории, где целый и неделимый процесс рождения навыка варварски разделен на этапы.
На личном опыте я поняла: все именно так и есть. Существуют последовательные этапы, их длительность может варьироваться, последовательность в целом именно такая, как это указано выше, но ничто не мешает чему-то новому и не изученному вновь проявиться на последнем этапе.
Тогда обучение начинает новый цикл.

Я поставила машину на учет в ГАИ, я села за руль и поехала. Я даже включила радио и пела! Я поехала в центр Москвы, потом в Зеленоград в ночи, заблудилась по дороге домой – съехала с трассы, но как-то разобралась потом все же и добралась до дома. Я вела машину, я ехала. Это давало мне основание тогда полагать, что я УМЕЮ водить. ))) Что больше всего меня заботило – так это ее внешний вид. И чем украсить салон, как создать свой привычный комфорт. Тогда я еще не знала, что ехать – не значит уметь водить, и не знала, что я не умею. И это был первый этап. То сладкое короткое в моем случае время, когда я свободно ехала и пела. Хотя справочник с правилами дорожного движения все же купила.

Когда прошло две недели от начала вождения, я задумалась о странной разметке на дорогах: в «елочку». Размышляю: «странная разметка…, наверное, было очень много краски. Или просто решили украсить дорогу? Сделать не простые полосы, а «елочку» ... Чуть позже понимаю: это что-то значит!!! Все стоят на этих участках, перед «елочкой»! Черт, так это же знак!!! Ох! Хорошо. +1.

Теперь кольца. Кольцевое движение – странное движение… Навигатор все время «врет»: говорит про номер съезда. У съезда есть номер? Включать поворотник? Ясно, это тоже – к правилам.

Так я поняла, что я не знаю как минимум двух вещей: знаков «в елочку» и правил движения на кольце. Теперь я знаю, что я не знаю.
И это хорошо. Когда я понимаю, чего я не знаю, это означает, ЧТО ИМЕННО мне нужно изучить, к чему срочно обратиться, чтобы стремительно впитать в благодатную почву познания.

Хорошо. Теперь я знаю знаки, я знаю правила, я даже знаю, как нужно парковаться задним ходом.
И это все – бесценный клад в копилку моего опыта.

Что уже я умею? Что есть такого, что сейчас я знаю и могу? Что сейчас входит в поле осознаваемой компетентности для меня, хотя пару месяцев назад я была уверенна, что со мной это счастье не случится? Я знаю, что я знаю, как перестраиваться в плотном движении, как совершать обгон и разворот, в конце концов – как успеть позавтракать и накраситься в пути.

Но дело не в конкретных навыках, которые я приобрела. Мне хочется обратиться к тому, КАК я их приобрела. Тот случай, когда теория получила подтверждение на практике. Вот они – драгоценные моменты схождения и слияния!

И что здесь опять же важно.

При обучении чему-то новому давайте время для разворачивания этапов формирования навыка. Будьте внимательны к себе и к тому, что вы делаете и как вы это делаете: что уже получается у вас, а в чем есть вопросы. Задавайте их вслух самому себе, если есть потребность. Или другим. Помню: я поначалу проговаривала для себя свои действия. Например, когда мне нужно было быстро сделать разворот.

Рассуждайте. Делайте работу над ошибками, если вы ошибаетесь. Это полезно для вас самих. Так ребенок, например, учится новому: поначалу он проговаривает вслух то, что он делает, например, в игре. А уже после, по прошествии времени, эта потребность отпадает, поскольку это проговаривание переходит в навык.

И будьте внимательны к себе. Это, пожалуй, всюду распространяется – так вы заполучите самого надежного помощника.

Просить о помощи – нормально.

Равно как и чувствовать себя беспомощной в некоторых ситуациях. Я говорю: в некоторых.
Сильным, самостоятельным, увлеченным, свободным внутренне посвящается.

Это отдельная тема для меня. Возможно, она даже заслуживает отдельного рассмотрения. «Полагаться нужно только на себя», «ты справишься», «нет ничего невозможного» - вам это знакомо?

Мне – да.

Это мои установки, мое накопленное и тоже приобретенное. Правда, далеко не за один год жизни. И более того, выручавшее меня то тут, то там. Это те мои внутренние законы, которые открывают множество возможностей, путей, массу интересного, увлекательного, сногсшибательного и незабываемого. Особо заслуживают интереса этюды про отсутствие невозможного. Это такие мои установки, благодаря которым я чаще нахожу выход, чем не нахожу, благодаря чему со мной случаются интересные истории и знакомства, благодаря чему я имею дополнительный бонус смелости, когда чувствую, что мне нужно и я хочу действовать.

Но как и в случае с любой другой установкой происходит это: необходимость следовать исключительно ей, не беря во внимание уникальность каждого отдельного момента, события или ситуации, и тогда это лишает свободы, как будто не оставляет права выбора действовать иначе.

Именно поэтому в один прекрасный момент я обнаружила себя, полтора (!!) часа пытающейся проехать маршрут в 20 минут, на пути которого три кольца, после небольшого ДТП накануне до этого дня.

Мне нужно было доехать до места назначения, а я не могла. Просто не могла проехать три чертовых кольца, поскольку навигатор постоянно водил меня по одному и тому же маршруту. Или это я постоянно путала съезд. Не суть.

Решений у меня было как минимум два: найти мужчину поблизости и попросить его поехать со мной или позвонить мужчине на другой конец Москвы и попросить его приехать и помочь мне с маршрутом. Первый вариант не прошёл: никто из повстречавшихся не вселял в меня уверенности. А вот второй прошел. Мужчина согласился приехать, мне нужно было подождать час-полтора. Но я тогда от помощи отказалась.

Я свернула с маршрута, доехала до спортзала. И прежде, чем выйти из машины и пойти на тренировку, я затихла и посмотрела в зеркало. Испуганная, растерянная – во взгляде это было видно – тем, что вот наступил тот момент, что я НЕ МОГУ обеспечить сама для себя свою безопасность и уверенность! Я не знала ни КАК ехать, ни КУДА, и у меня не получалось. Я не могла. И расцвел такой невротический букет тревоги, беспомощности и страха, замешанный на иллюзии о том, что «я сама для себя могу все».

Тут я крепко зарыдала. Позвонила близкой приятельнице и подруге. Первой свойственно меня наставлять, а вторая способна сочувствовать, и сама бывала в двух ДТП.

Спасибо им.

И мне – за чуткость к себе и за внимательность, за заботу о себе любимой. Букет завял на корню. Тревога и требовательность отступили, появилась я – живая и неидеальная. С размазанной по лицу тушью.

Вывод. Свободным внутренне по-прежнему посвящается. Дорогие, сильные, славные, те, кому по душе идти до конца, кто знает, чего хочет, те, кто сам о себе заботится и те, кому это все сложно сейчас, потому что вы в абсолютно новой для себя ситуации находитесь – в работе, в отношениях, в жизни. Находите возможность ощутить себя, почувствовать, как вам сейчас и что сейчас для вас, единственной или единственного, самое верное – как поступить, что облегчит сейчас ваш путь. Берегите себя. С этого все начинается. Вы, конечно, многое можете, и, наверное, что самое главное – умеете проявлять заботу о себе тогда и так, когда и как вы в этом нуждаетесь. Будь это дедлайн по проекту и потребность пошутить с коллегой или такой же, как у меня был, тупик в освоении нового или неминуемая встреча с собой, испуганным и беспомощным.

Вы можете помочь себе тем, что обратитесь за помощью к другим. Или просто поговорите с кем-то, кто близок сейчас.

Выходить за пределы собственных установок и нарушать свои принципы может быть не только полезно, но и приятно.

Через месяц после начала вождения мне посчастливилось найти человека, который готов был со мной поездить. И поучить меня.

Человек с богатым жизненным опытом, от откровенно разбойного до офисно-делового. Благодарна уходящему году за это знакомство.

Один из первых вопросов, которые он задал, был таким: «Ты материться умеешь?». Я вяло ответила, что мат, слетающий с губ женщины, отвратителен. «Жаль, - сказал он. – Пригодилось бы».

Чуть позже я поняла, что автомобилисты на дорогах бывают разные. И некоторые откровенно….как бы это сказать… мешают ехать безопасно.

Я замечала, что я обычно молчу в ответ на такие фокусы, например, в гололед на МКАДе. И это как-то внутренне сковывает меня. Возникает злость, раздражение, но я молчу. Вроде бы как чего кричать и ругаться… интеллигентные люди… я девушка. Матом не ругаюсь.

В общем. Здесь буду краткой. Я ощутила это. Ах, какое ж удовольствие это от души и по делу громко выразить все то, что рвется! И именно так, как оно родилось – вот именно в той формулировке!

Я знаю, что некоторые из коллег используют такое упражнение: когда клиенту или участникам тренинга предлагают утрировать ситуацию и намеренно ругаться исключительно матом для высвобождения энергии.

Хочу сказать, что, по крайней мере, это ее не блокирует. Да и вообще – может привести к более гармоничному состоянию.

Если вы чувствуете внутренний порыв, даже если он противоречит вашим представлениям о том, «как нужно» и «как правильно», оставьте эти представления и отпустите порыв на свободу! Позвольте произойти акту реализации себя настоящего! Это прекрасно. Когда вы ведете себя так, как вы себя чувствуете сейчас, а не так, как нужно себя вести, вы получаете возможность ощущать себя живым. Иногда для того, чтобы сдерживать себя, мы тратим больше сил, чем нужно для того, чтобы отпустить себя.

Помните, что все, что вы делаете – в обучении, освоении нового, построении отношений, вы делаете не только ради конкретного результата.

Получайте удовольствие от процесса.

Ваша жизнь – это то, что происходит уже сейчас. Не то, что случится тогда, когда вы научитесь водить машину, делать 150 отжиманий подряд или создадите семью.

Желаю вам идти и проходить этот путь изменений, исследования и обучения. Иногда со слезами, со страхом и даже через боль, но бережно и аккуратно идти, не теряя интереса, увлеченности и любви к себе и к происходящему.

Учиться, исследовать, познавать, создавать что-то новое – может быть сложно, но это и интересно и увлекательно. И это может что-то менять. Потребность в движении есть в человеке от природы.

И я очень в это верю: в то, что люди меняются.

И верить в изменения к лучшему мне тоже очень хочется.

Если вы хотите изменить что-то в своей жизни - давайте попробуем вместе.

2016
Made on
Tilda